13 дебютных проигрывателей от культовых производителей

  • 26 октября 2018 г.

Первые попытки не всегда отличаются высоким качеством; первую крупную роль Дженифер Энистон получила в фильме «Лепрекон», а солист группы Blur Дэймон Албарн позже называл дебютный альбом группы, Leisure, «ужасным».

Однако иногда именно первая попытка задает тон всей последующей биографии. Например, в среде производителей проигрывателей винила некоторые первые модели продолжают и сегодня определять характер самых значимых брендов.

В этом материале мы собрали 13 самых впечатляющих дебютных проигрывателей. Одни из них разработаны на базе предшествующего опыта, другие стали отправными точками деятельности молодых компаний, а третьи обеспечили своим производителям прочную позицию в сегменте.

Rega Planet (1973)

В 1973 году основатель компании Rega Рой Гэнди задумал создать нечто исключительно надежное. Если верить историческим документам Rega, качество звучания на том этапе было на втором месте (подумать только!).

Гэнди хотел сконструировать надежный проигрыватель, который мог бы служить долго – и при этом не был бы похож на другие. Он подумал: «Почему бы не сделать проигрыватель с тремя вращающимися выносными опорами, который будут покупать хотя бы как украшение интерьера?».

К счастью, над качеством звучания тоже поработали. Гэнди передал свои прототипы потенциальным производителям, и результатом сотрудничества стал Rega Planet с опорным диском из стали и алюминия с тремя спицами и тонармом Acos Lustre.

Linn LP12 (1973)

Спустя 46 лет после первого представления публике дебютный проигрыватель Linn по-прежнему живее всех живых – даже если за свою жизнь он пережил столько обновлений, что в нем едва ли что-то осталось неизменным.

Самое первое изделие компании, разработанное ее основателем Айвором Тифенбруном (считавшим источник самой важной частью любой системы), LP12 остается одним из наших самых любимых проигрывателей. Вот почему мы недавно посетили офис компании в Глазго для съемки фильма «Как это сделано: Linn Sondek LP12».

Любопытно, что у первой версии не было стола, но вскоре проигрыватель приобрел узнаваемый вид (на фото). LP12 оказался одной из самых ценных Hi-Fi-позиций в каталоге экспорта из Шотландии.

Michell GyroDec Reference Electronic (1977)

Самым популярным проигрывателем компании, пожалуй, можно назвать GyroDec 1982 года, но первым в ее каталоге был Reference Electronic. Он был разработан по образцу Hydraulic Reference от Transcriptor, прославившегося «ролью» в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

В конце 1960-х основатель компании Michell GyroDec Джон Мишель начал производство компонентов для проигрывателей Transcriptor, а затем стал выпускать по лицензии и сами проигрыватели.

После того как в 1977 году дороги компаний разошлись, Michell начала производство под собственной маркой. В результате на свет появился Reference Electronic, со столом под мрамор или с цветной зеркальной отделкой.

Wilson Benesch Turntable (1989)

Любопытно, что компания, сегодня выпускающая акустические системы ценой в сотни тысяч фунтов, почти 30 лет назад начинала с крайне скудного бюджета. Первый год работы основатели Wilson Benesch отвели на исследования и разработки, результатом чего стал проигрыватель Wilson Benesch Turntable. Как видно, все творческие ресурсы ушли на дизайн, и на название уже ничего не осталось.

Turntable был первым в мире проигрывателем, в конструкции которого были применены композитное субшасси из углеволокна и углеволоконный же тонарм – A.C.T. One. Этот материал был выбран благодаря устойчивости к скручиванию и способности к подавлению вибраций в структуре системы. Он до сих пор используется в моделях компании и стал своего рода синонимом ее продукции.

Успех Turntable предоставил Wilson Benesch средства для разработки новых продуктов, по итогам которой была выпущена первая пара АС.

Pro-Ject 1 (1991)

Pro-Ject 1 заложил основу для практически безупречного послужного списка компании. Он представляет собой модифицированную версию Tesla NC-500, изначально задуманную как доступный проигрыватель для распространения в странах Восточной Европы.

После падения Берлинской стены основатель компании Pro-Ject Хайнц Лихтенеггер пустил новую партию в продажу в своем магазине в Вене. После того как партия успешно разошлась, он возобновил производство на заводе в Чешской Республике. На этом же заводе проигрыватели Pro-Ject производятся и сегодня, как и оригинальные версии Tesla.

Линейка «1» выпускается до сих пор, ее новейшим пополнением стала модель 1 Xpression Carbon. Компания Pro-Ject все еще поставляет запасные части ко всем моделям 1-й серии; если у вас вдруг забарахлит один из ее представителей, вы знаете, что делать.

VPI HW-19 (1980)

Оснащенный подвешенным субшасси и алюминиевым опорным диском со свинцовой подложкой, HW-19 стал первым произведением сооснователя VPI Гарри Вайсфелда и открыл первую главу в истории американской компании.

За последующие двадцать лет были выпущены три версии этой модели, в ходе модификаций в конечном итоге опорный диск стал акриловым, а субшасси изготавливается из акрила и нержавеющей стали. С эстетической точки зрения современные модели компании ушли далеко вперед.

HW-19 уже снят с производства, но обновления для старых моделей по-прежнему выпускаются.

Technics SP-10 (1970)

Готовящийся к выпуску Technics SP-10R, который обещает стать «самым высококлассным проигрывателем компании за все времена», фактически будет представлять собой модификацию ее самой первой модели. Созданный в 1970 году SP-10 был впервые оснащен системой с прямым приводом и стал родоначальником обширного каталога легендарных моделей проигрывателей.

Вращение двигателя производилось на той же частоте, что и вращение диска, что позволяло избежать применения механизма понижения скорости (такого как пассик) и вызываемых им механических вибраций.

Вкратце, прямой привод означает максимальный крутящий момент, мгновенный запуск и высокую точность поддержки скорости.

Clearaudio Reference (1993)

Название Clearaudio сразу же воскрешает в памяти стильный матово-черный корпус многократного обладателя Award, проигрывателя Concept, однако первая модель германской компании появилась на рынке за несколько лет до того.

Форма шасси Reference предназначена для подавления резонанса, для чего обычно используется субшасси. Акриловый корпус с медными деталями (позднее медь была заменена нержавеющей сталью), удаленное расположение ножек, тяжелые опоры для тонарма и противовес для контроля резонанса – все это выдает продуманность подхода компании к выбору материалов и геометрии.

Выпущенный через год еще более совершенный Clearaudio Master Reference был оснащен новыми тонармом и блоком питания и включал несколько других модификаций.

NAD 5120 (1983)

Возможно, дебютным проигрывателем NAD была модель 1981 года, однако разгадать эту загадку нам оказалось не по силам, так что мы решили считать первым представителем компании 5120 с пассиковым приводом.

Взамен изоляции проигрывателя от внешних вибраций за счет размещения жесткого корпуса на резиновых ножках компания NAD установила опорный диск и тонарм на отдельном субшасси на пружинных опорах. Тонарм имел необычную прямую форму; впрочем, вскоре он был заменен более привычной конструкцией.

NAD 5120 выделялся среди других моделей сменным устройством блока тонарма, позволявшим использовать разные картриджи и трубки, а также отдельным противовесом на пружинной подвеске, обеспечивающим снижение резонансов за счет вибрации с той же частотой.

«Несмотря на внешность гадкого утенка, этот недорогой проигрыватель радует качеством, намного превосходящим его стоимость» – писали мы в обзоре новой на тот момент модели.

Pioneer PLA-1 (1955)

Компания Pioneer славится своими диджейскими проигрывателями винила, однако первая модель в ее каталоге появилась еще в те времена, когда до появления диск-жокеев оставалось несколько лет.

Тогда ее описывали как «проигрыватель с индукционным приводом на периферии диска» (т.е. привод при помощи направляющего ролика), в котором резиновое колесо соединяло вал двигателя с ободом опорного диска. Впоследствии этот метод передачи вращательного момента был заменен более популярными пассиковыми и прямыми приводами.

PLA-1 поддерживал три скорости, весил 13 килограммов и стоил 29 900 иен (около 190 фунтов).

Garrard 301 (1954)

От ювелиров 18 века до производителей дальномеров в период первой мировой войны и, наконец, до разработчиков проигрывателей винила – у компании Garrard Engineering & Manufacturing Company из Суиндона богатая история.

Первый проигрыватель компании, Garrard 301 Transcription Turntable, был оснащен подшипником с масляной или консистентной смазкой и использовался на радиостанциях BBC (на фото). Выпущенный в 1965 году не менее замечательный Garrard 401 мог похвастаться новым дизайном, более мощным двигателем, а также другой системой контроля скорости и новым подшипником.

В 1979 году бренд Garrard был продан бразильскому предприятию Gradienete, а производство перенесено в другое полушарие. Сегодня бренд принадлежит британской компании SME, которая планирует в скором времени возобновить выпуск проигрывателей Garrard.

Roksan Xerxes (1985)

Модель Xerxes получила имя в честь персидского царя, однако оно не было самым странным в каталоге компании 80-х – эта честь принадлежала акустическим системам Hotcakes.

При производстве проигрывателя Xerxes было применено несколько технологических инноваций. У него был двигатель с качающимся механизмом для выравнивания скорости, а также продуманная система подвески опорного диска и подложки под него, в которой вместо пружин использовались резиновые шарики. Для повышения инерции легкий опорный диск был утяжелен по внешнему краю.

Когда компания Roksan вышла на рынок проигрывателей винила, на нем безраздельно царили модели Michell GyroDec и Linn LP12, однако мы смело заявили, что у последней появился сильнейший конкурент.

Oracle AC (1979)

Первый проигрыватель компании Oracle носил простое название Oracle AC, однако его нередко включают в линейку Delphi, которая была запущена в следующем году и оставалась актуальной много лет. Эта модель претерпела шесть вариаций, последней из которых стала выпущенная в 1995 году MkV со значительными доработками в конструкции.

Первый проигрыватель компании с пассиковым приводом был прямым конкурентом Linn LP12. Он стоил примерно столько же, $800, однако в модели Oracle не применялся двухкомпонентный опорный диск. Вместо этого пассик проходил по ранту, расположенному под опорным диском, что затрудняло ручное переключение скоростей.

Субшасси Oracle было подвешено на трех пружинах, во избежание горизонтального перемещения его центр тяжести был установлен на той же высоте, что и крепления подвески. Прижим для диска фиксировался при помощи болта.