HiFiMAN Shangri-La Jr.

  • 29 ноября 2018 г.

Каких только наушников не бывает: и внутриканальные, и накладные, и охватывающие, и мониторные, и так далее – это только, если классифицировать по форм-фактору. Можно также перечислить типы акустического оформления или принципы излучения звука. Но в любом ряду электростатические модели стоят особняком.

Основными преимуществами наушников перед другими акустическими системами называют их портативность и возможность персонального прослушивания. Со вторым у электростатов, скажем так, неплохо, а вот с первым – совсем никак.

Применяемый в них способ создания звука требует больших напряжений , поэтому им нужен особый усилитель, а часто они продаются в комплекте со специально разработанным для данной модели.

Долгое время электростатические наушники ассоциировались исключительно с японским брендом Stax, но конкуренты у него есть. К их незначительному числу примкнула и китайская компания HiFiMAN.

Конструкция

HiFiMAN Shangri-La Jr. – вторая по старшинству модель, следующая за флагманами линейки наушников Shangri-La, которые изготавливаются под заказ, а для прослушивания доступны в Швейцарии. Но и «младшенькая» (Jr. от junior – младший) внушает уважение. Комплект поставляется в пластиковой упаковке, размерами и формой напоминающей чемоданы, с которыми модницы отправляются на курорты. Внутри в специальных углублениях размещены корпус усилителя с габаритами 11х27х40 см и весом в 11 кг, четыре лампы 6SN7 к нему, а также собственно наушники.

Усилитель выглядит очень стильно: наклонная верхняя панель покрыта черным стеклом, а в гнезда, расположенные в углублении посередине нее, самостоятельно следует установить лампы, которые и завершат картину. Он располагает балансным XLR и несимметричным RCA входами на задней стороне корпуса, рядом с ними – кнопка выбора между. Спереди – изящно оформленная кнопка включения, два пятиштырьковых входа для наушников и ручка 24-ступенчатой дискретной регулировки громкости на базе аттенюатора. Индикация ее уровня выполнена в виде линейки светодиодов.

Вместо привычных ножек у усилителя – изогнутые стальные рейки, так что корпус как бы парит над поверхностью полки.

А вот наушники элегантными не назовешь – дизайн у них скорее технологично-утилитарный. Чашки большие, круглые, с довольно узкими амбушюрами с внутренней стороны и решетчатой металлической крышкой – с внешней. Они прикреплены к концам упругой изогнутой стальной ленты. Роль оголовья выполняет перфорированный лепесток из кожи; его края в специальных держателях скользят по верхней части конструкции и фиксируются на ней. Модель Shangri-La Jr. очень комфортна: уши полностью окружаются амбушюрами и чувствуют себя свободно, прижим крепкий, но мягкий, давления на голову сверху почти не ощущается.

Несъемный плетеный плоский кабель подсоединен к обеим чашкам, на другом конце он заканчивается особым разъемом. Входов у усилителя два, так что если у вас найдется еще одна пара электростатических наушников HiFiMAN или другой фирмы, но с подходящими параметрами и разъемами, то можно слушать музыку и вдвоем. Стоит только учитывать, что звук свободно проходит наружу, соответственно, и изоляции от внешних шумов практически нет.

Принцип работы электростатических излучателей весьма прост: тонкая пленка, находящаяся под высоким напряжением, колеблется между двумя статорами – металлическими перфорированными пластинами, на которые подается музыкальный сигнал. А качество работы такой конструкции определяется свойствами материалов и тщательностью изготовления.

В Shangri-La Jr. применена сверхтонкая пленка толщиной 0,01 мм с нанопокрытием, улучшающим ее рабочие характеристики. Статоры представляют собой металлическую сетку из особого сплава с толщиной «прутьев» в 50 микрон (0,05 мм), свободно пропускающую звук в широком диапазоне частот. От пыли – серьезного врага электростатических динамиков – выстроена защита с использованием нанотехнологий.

Звук

Этот простой по физической природе, но сложный в применении метод создания звука обещает высочайшую детальность, тонкую и масштабную динамику, достоверность музыкальных образов и многие другие замечательные свойства. Комплект Shangri-La Jr. весьма успешно демонстрирует все, что слушатель вправе от него ожидать.

В качестве источника мы использовали SACD-проигрыватель Esoteric X-03, способный обеспечить Shangri-La Jr. адекватным их потенциальным талантам сигналом, и действительно были очарованы их звучанием. Оно открытое и свободное, наушники не представляются его источником – кажется, что оно приходит откуда-то снаружи, тем более что с наушниками на голове прекрасно слышно все, что происходит вокруг. И лишь характерная организация сцены выдает, откуда исходят эти божественные звуки.

Так при проигрывании CD Sacred Arias & Cantatas J.S. Bach живой и достоверный вокал Дэвида Дениелса фокусируется над головой. Четко различимы его мельчайшие нюансы и оттенки, мы даже начинаем представлять, как возникает этот невообразимый контратенор. Динамика подвижная и точная, поэтому строгие церковные песнопения в исполнении замечательного артиста насыщены соответствующими эмоциями. Оркестровое сопровождение дополняет замечательную картину, но инструменты занимают свое место, не смешиваясь с вокалом.

Однако даже на этом материале ощущается дефицит НЧ. Удивительно, что бас присутствует и он текстурен, но ему недостает весомости и убедительности. Оттого симфонический оркестр как бы повисает в воздухе, а рок-композиции теряют в драйве.

Это обстоятельство стоит учитывать при подборе источника для Shangri-La Jr. или системы, где комплекту предстоит стать дополнительным звеном.

В наш аудиотракт мы добавили предусилитель Plinius Kaitaki – и ситуация кардинально улучшилась. Низкочастотный диапазон существенно углубился, басы приобрели весомость и упругость, а все остальное не претерпело негативных изменений.

Так и приходит аудиофильская нирвана: забываешь о времени и пространстве – и наслаждаешься звучанием любимых произведений. Музыка любого жанра подается великолепно. Большой оркестр зримо располагается на прибавившей в масштабности сцене. Голоса контрабасов отлично различимы и создают тот фундамент, благодаря которому проявляются мощь, естественность и достоверность симфонической классики.

«Морские интерлюдии» Б. Бриттена то завораживают тончайшими переливами арф и скрипок, то мелодичным грохотом, передающим голос рынды, то взрывами динамики при музыкальном описании шторма. Исполнение экспрессивное, увлекательное – можно следить за развитием сюжета, а кому-то понравится смаковать каждый звук.

Джазовые композиции трио Ж. Лусье вызывают восторг – не забудем о лампах, которые особо благоволят этому жанру. Каждый из инструментов персонифицирован, ритмичность отточенная, перкуссия звонкая, рассыпчатая и нескучная, контрабас объемен и весом, а его струны откликаются на касания пальцев всеми обертонами. Рояль, задавая темы, ровно и слаженно выступает во всех своих октавах.

Электронная природа музыки группы Muse (CD Black Holes and Revelations) отлично различима, эффекты кружатся над головой, вокал отлично артикулирован и вполне натурален, что контрастирует с аранжировкой. Поступательное нарастание динамики передается четко, высокая громкость не вызывает неприятных ощущений и не утомляет, а лишь наддает драйва. Ритмы разнообразные, упругие и весомые.

В старых и некачественных записях вы услышите все огрехи, но они не выпячиваются, так что если музыка и ее исполнение того стоят, то и слушать их вполне возможно, сосредоточившись на главном.

Вердикт

Если комплекту HiFiMAN Shangri-La Jr. правильно подобрать партнеров по аудиотракту, то получится выдающаяся система, позволяющая наслаждаться музыкой любого жанра – и в целом, и разбирая ее на отдельные звуки, кому как нравится. Удобство длительного ношения наушников позволит при этом просто забыть о времени. Советуем присмотреться тем, кому это удовольствие по карману.

См. также http://hifiman.ru/products/headband/shangri-la-jr/